Москва, Центр, Россия
В декабре 2008 г. маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка мебели для дома в России: современное состояние, тенденции и перспективы развития.
По оценкам аналитиков DISCOVERY Research Group объем рынка мебели в 2008 году составит порядка $12 млрд., увеличившись по сравнению с 2007 годом на 20%. В 2007 году объем рынка с учетом теневого сегмента составил порядка $10 млрд. Теневой рынок является одним из основных препятствий для успешного развития рынка мебели в будущем. Однако в последнее время наблюдается тенденция уменьшения доли нелегального сектора и выхода части производителей «из тени», что сказывается на корректировке показателей Росстата в большую сторону. Одной из причин высоких темпов роста официального объема производства можно считать увеличение числа компаний, подающих данные в ФСГС.
Сегмент офисной мебели, по оценкам DRG, составляет порядка 20-25% рынка мебели. Таким образом, объем рынка мебели для дома составил $7,5-$8 млрд. по итогам 2007 г., а по итогам 2008 года составит $9-$9,6 млрд. При этом среднедушевое потребление мебели для дома в России на человека в год превышает $50.
По данным Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, объем продаж мебели в России за 9 месяцев 2007 года составил $7,4 млрд., из которых на продукцию, произведенную в России, пришлось $3,8 млрд.
По расчетам специалистов DRG, объем импорта мебели в 2007 году вырос в рублях на 45,3% в таможенных ценах. В натуральном выражении темп прироста объема импорта составил 26%.
Средняя рентабельность производства мебели сегодня находится, по имеющимся данным, на уровне 10–12%, хотя в некоторых случаях еще недавно достигала 20%.
По оценкам экспертов, в ситуации мирового финансового кризиса товары длительного пользования, в отличие, от Европы, например, в России даже продолжают демонстрировать рост продаж. К примеру, рынок домашней мебели даже в сегодняшних неспокойных финансовых условиях прибавит в 2008 году, по прогнозам специалистов, до 20%. Существенного снижения продаж до конца 2008 г. не ожидается.
Что касается перспектив развития рынка и влияния мирового финансового кризиса в 2008г, то, по оценкам экспертов, пока рано говорить о значительном уменьшении продаж мебели в связи с кризисом. По итогам 2008 года, как уже отмечалось ранее, темпы прироста останутся на уровне 20%. Если говорить о рынке мебели для офисов, то мировой финансовый кризис затронет его в большей степени и его объемы в 2008 году останутся на одном уровне с 2007 годом, несмотря на рост в первом полугодии 2008 г.
В 2009 году, по нашим прогнозам, рынок мебели ожидает определенное падение продаж. Тем самым кризис осложнит и без того тяжелую ситуацию на рынке (высокий уровень конкуренции, большая доля нелегального сектора. Связанная с кризисом стагнация на рынке недвижимости неизбежно скажется и на уровне продаж на рынке мебели для дома в 2009 году. Эксперты Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России прогнозируют рост рынка на 25-30% в год. По нашему мнению, эти оценки неправдоподобны в связи с тенденциями консолидации рынка, усиления конкуренции и наступлением мирового финансового кризиса. По нашим прогнозам, темпы прироста рынка в 2009-2010 будут падать, в 2009 году они составят 1-5%. Впрочем, в случае самого неблагоприятного варианта развития событий, возможно, что в 2009 г. будут отрицательные темпы прироста рынка.
Но, тем не менее, крупные транснациональные компании в сфере торговли мебелью (напр. IKEA) верят в перспективность российского рынка как рынка развивающейся страны. Так, выступая на конгрессе, Андерс Дальвиг, президент шведской IKEA, одной из крупнейших в мире сетей по продаже мебели и товаров для дома, подтвердил, что кризис на рынке недвижимости сильно затронул компанию. По его словам, в компании наблюдается снижение активности в США, Великобритании и Германии. Компания, однако, видит для себя обширные возможности экспансии на развивающихся рынках Китая, стран Восточной Европы и в том числе России. По словам президента компании, капиталовложения будут сосредоточены на развивающихся экономических системах. Если в странах Запада компанию ожидают проблемы, то на развивающихся рынках — новые возможности.
В качестве ключевых тенденций сегментов можно отметить дальнейшее снижение объемов рынка мягкой мебели, а быстрее всего будет расти рынок мебели для детских комнат, в среднем на 10-15% в год.